О тех, чья профессия - учитель.
Сейчас постоянно слышишь …дисциплина в школе упала, авторитет учителя пошатнулся. А почему? Почему – упала? Почему пошатнулся? Кто-нибудь проанализировал причины?
Общеизвестно: школа – зеркало общества. Думается, многие беды многих школ связаны с тем, что они по своему преподавательскому составу стали в основном женскими. Это плохо, это ненормально! Это приводит к всевозможным перекосам и перегибам, придает одностороннее направление всему школьному воспитанию.
А в прежние годы профессия учителя была престижна как для женщины, так и для мужчины. И работало в нашей школе немало супружеских пар:
1) Выговские Леонид Аполлонович и Вера Федоровна,
2) Игуменовы Анатолий Викторович и Тамара Ивановна,
3) Слюнковы Яков Михайлович и Тамара Васильевна,
4) Вдовины Александр Михайлович и Лидия Семеновна,
5) Овчинниковы Александр Иванович и Алевтина Николаевна,
6) Домнины Василий Романович и Александра Константиновна,
7) Королевы Валентин Иванович и Надежда Михайловна,
8) Поповы Андрей Викторович и Алена Альгирдовна,
9) Горбуновы Валерий Николаевич и Татьяна Петровна.
10) Крыловы Алексей Андреевич и Людмила Георгиевна.
Учителя – мужчины воспитывали одним своим появлением перед учениками, тембром голоса, строгим взглядом, жизненным опытом, какой-то особой, мужской, манерой ведения урока.
Литвинов Борис Борисович – первый военрук школы, ветеран войны, капитан в отставке. Он всегда был подтянут, отличался военной выправкой, на уроки ходил в военной форме, и, глядя на него, многие мальчишки мечтали о службе в армии.
Назаренко Николай Степанович. Чаще всего хорошие учителя – спокойные, неторопливые люди. Таким и был Николай Степанович, физик с многолетним опытом общения с детьми.
Погодаев Валерий Александрович, учитель истории, парторг. Его уроки и общение с детьми не составляли для него труда: он много знал, многим интересовался, с этим и шел к ученикам. Не было у этого учителя обезличенного подхода ни к одному ребенку; каждый личность, каждый – достойный человек.
Наша школа сильна своей памятью.
Вот те, о ком хочется сказать добрые слова, кто когда-то работал здесь.
Егорова Зинаида Владимировна. Демократический стиль общения, трудолюбие, интеллигентность – ведущие качества Зинаиды Владимировны. Удивительные у нее были отношения с детьми: добрые, дружеские, уважительные. Она была всегда рядом с ними, своими малышами.
Домнина Александра Константиновна. Учителем ее сделал не институт, многолетнее общение с детьми, какая-то особая житейская мудрость. От Александры Константиновны исходила какая-то необыкновенная доброта и спокойствие. Девочки с удовольствием шли к ней на уроки домоводства.
Другова Людмила Ивановна. Она была интересной личностью, талантливым словесником, тонким филологом. У нее была удивительная чуткость к художественному слову и в детях она воспитывала бережное отношение к родному языку и к классической русской литературе.
Пешкова Анна Дмитриевна. В школе ее называли хорошим человеком с душой педагога. Она тонко чувствовала внутренний мир ребенка и считала, что главное в работе учителя младших классов, чтобы дети с радостью шли к тебе. И малышам было уютно рядом с ней, поэтому они, счастливые, бежали в школу, для многих – «центр жизни». А родители говорили: «Мы спокойны за своих детей, когда с ними рядом – Анна Дмитриевна».
Усенко Анна Максимовна. Скромная, спокойная, интеллигентная учительница домоводства. Как никому другому в школе ей удавалось всегда создавать атмосферу открытости, доброжелательности. Девочек своих она учила аккуратности, творческому подходу к делу, ответственности, правильной оценке своих изделий. А главное – прививала эстетический вкус, правильное поведение в обществе, хорошие манеры, умение видеть красивое, объясняя ученицам, что «красота в простоте».
Битнер Надежда Владимировна, выпускница, вожатая, учительница. Надежда Владимировна – многогранный человек, неутомимый, творческий, понимающий самую суть работы. Ей всегда удавалось создать вокруг себя бурное течение жизни. С ней было интересно и учителям, и детям. Самой ценной наградой для себя считала улыбки окружающих, их заинтересованные лица.
Ивановскас Татьяна Николаевна. В каждом учителе должна быть своя «изюминка». У Татьяны Николаевны она была – влюбленность в свое дело. Ее главные правила – делать завтра лучше, что сделано сегодня; только тот имеет право учить, кто учится, кто совершенствуется, кто много работает. Будни захлестывали ее – планы, журнал, отметки, родители, проверки. А ей надо все это оставить за дверью и войти в класс к детям с возвышенно настроенной душой. Учиться у такого учителя – это удача детства.
Байбородина Лидия Михайловна. У учителя физики, Лидии Михайловны, были широкие знания своего предмета, эрудиция, «точное зрение». Она умела донести до учеников сложнейшие физические понятия, метко сравнивать явления, запоминать формулы, решать труднейшие задачи. Она обладала многими учительскими качествами: умение выработать в учениках привычку размышлять, анализировать, думать, искать новое, оценивать себя. Ученики хорошо усваивали физику, что и помогало им поступить в технические вузы.
Катцева Татьяна Федоровна. Уроки этого учителя английского языка были насыщенны, занимательны и интересны. Детям так хотелось овладеть иностранным языком, на котором говорит полмира! Ребятам запомнилось и то, что рассказывала она, и то, что они делали сами: учили слова, правильно произносили такие трудные звуки, пели песни, вели диалоги – и все на английском языке!
Марышева Ольга Анатольевна. Память о школе, об учителе нужна в любом возрасте, в любом звании. Хорошую память сохранили бывшие ученики об Ольге Анатольевне, историке по профессии. Она нравилась ученикам глубокими знаниями изучаемого материала, излагала его свободно, не заглядывая в план урока, понимала и уважала детей. Видимо, это и позволяло ей полностью использовать каждую минуту урока, не выпуская из поля зрения ни одного ребенка. Каждый перед ней был личностью.
Покоёнок Людмила Михайловна. Основными методами работы словесника Людмилы Михайловны были совет, просьба, побуждение. На уроках литературы она учила детей воспринимать сердцем и умом мысли и чувства писателей, прививая им мысль: тот настоящий читатель – кто много думает, размышляет. И главная цель ее была – помочь ребенку познать себя, реализовать свои, пусть пока и небольшие способности и возможности. Этот труд обязательно принесет каждому плоды в будущем.
Устенко Анна Ивановна. Анна Ивановна, учительница английского языка, учила детей с разными интересами, склонностями, способностями, кругозором, интеллектом. Но она всегда придерживалась мнения: нет бесталанных детей, поэтому и стремилась к каждому ребенку подойти индивидуально, оказать поддержку, отметить пусть и небольшое достижение в изучении иностранного языка. А главное – общение и общение с ребенком.
Выговская Вера Федоровна. Она одна из первых учительниц иностранного языка. Как и многие учителя школы, она была бескорыстной, страстно верящей в добро, со строгими нравственными правилами, болеющей за общее дело. Она не любила размеренную спокойную жизнь. Один из ее бывших учеников вспоминает: «Вера Федоровна делала дни в школе счастливыми днями. Такой же красавицей она, наверное, осталась и сегодня. Истинная красота не уходит».
Евсеева Галина Александровна. Галина Александровна проработала в школе немало лет и оставила заметный след ее жизни. Ей были близки и интересны проблемы учеников. Она умела легко создавать атмосферу живого общения, прислушивалась к мнению других. Ей нравились люди с самостоятельными суждениями. И сама Галина Александровна была личностью, уважаемым педагогом.
Ознобихина Мария Константиновна. Вот уж было у кого поучиться начинающим первым учителям школы, так это у Марии Константиновны Ознобихиной! Человек – легенда, большой историк с феноменальной памятью исторических событий. Знаниями она обладала огромными. И все несла своим ученикам. Строга была, не щедра на оценки, но знания у детей были хорошие, хорошие и прочные. А рассказывала так, что свободные от уроков учителя стояли у открытой двери кабинета и слушали, учились. Школе повезло, что в начале её становления был такой человек в педагогическом коллективе, как Мария Константиновна.
Михеева Вера Григорьевна. Вера Григорьевна хорошо понимала: многолетний опыт педагога, житейская мудрость, детская привязанность, их любовь и уважение даются не просто. Человеком она была неутомимым, творческим, умеющим понимать самую суть учительского труда. Не было у Веры Григорьевны обезличенного, бездушного подхода ни к одному ребенку. Все – личности, все достойные люди, пусть и пока маленькие ребятишки. В отношениях с детьми она была всегда честна.
Крылова Людмила Георгиевна. Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему большой любви к детям, великого терпения и чуткости в обращении с ними. Такой и была Людмила Георгиевна, такой ее и помнят ее ученики и коллеги. В ней всегда было что-то новое, интересное. И особенно запомнилась ее удивительно лучистая улыбка.
Балканова Татьяна Васильевна. Из большого коллектива трудно выделить кого-либо. Все интересны. И все-таки хочется особо сказать о Татьяне Васильевне, учителе литературы и русского языка. В своей педагогической деятельности она была столь же талантлива, как и во всем, чем занималась. Преподавала она замечательно, каждое слово было понятно ученикам. Все в ее изложении было легким и запоминающим. И трудности отступали.
Стрелковская Светлана Николаевна. Светлана Николаевна не только учительница, но и выпускница нашей школы. Человеком творческим она была всегда. А став учителем это качество она развивала и в своих учениках. Ее отличало необыкновенное терпение к детским «выходкам», к их недостаткам, всегда находила в них достоинства, приветствовала их успехи. За каждым она признавала право на ошибку и на выбор своей точки зрения. Став директором соседней школы, она осталась такой же приветливой и добросердечной.
Лопанская Надежда Васильевна. Очень заметным членом нашего большого школьного коллектива была Надежда Васильевна Лопанская, библиотекарь школы. Она любила свою работу, помогала учителям и ученикам подобрать нужную литературу, проводила поэтические вечера, рекомендовала новинки; много стараний приложила, чтобы школьная библиотека была лучшей в городе. Про нее говорили: «Надежда Васильевна высоко держит профессиональную планку. Человек подвижный, быстрый, она всегда была в пути к новому, интересному».
Войтюк Зоя Васильевна и Герасимова Римма Викторовна. Зоя Васильевна и Римма Викторовна – две подруги, две учительницы математики. Обе одинаково добросовестно относились к преподаванию своего предмета. Они не любили размеренную спокойную жизнь. Стремились заглянуть за страницы учебников, преподавать свою математику по- новому, доступнее, интереснее. Обе были «правдолюбами», отличались нравственной свободой мысли, верили в справедливость, готовы были за нее пожертвовать многим. Такими они хотели видеть и своих учеников.
Вдовина Лидия Ивановна. На вопрос ученикам: «Какие у вас самые интересные уроки?»- они говорили: «Уроки физкультуры Лидии Ивановны». И было за что так говорить об этом учителе. Она находилась в постоянном общении с ребятами, имела с ними общие интересы – спорт, физкультуру. С ними она была в лыжных походах, на соревнованиях различного уровня, готовила детей к участию в городских кроссах. Сама безмерно любившая спорт, она эту любовь передавала и детям. За 19 лет работы в нашей школе оставила отпечаток своей личности на многих из своих учеников.
Вдовина Лидия Семеновна. Хорошим учителем математики запомнилась ученикам Лидия Семеновна Вдовина. Ее уроки для любого класса были безукоризненны, логически стройны: все этапы, все детали продуманы, учитываются психологические особенности и возможности учеников. Удивительно эмоционально проходили эти уроки, хотя Лидия Семеновна не была склонна к отвлечениям. И хотя многие ученики считали математику трудным предметом, но в то же время интересным и увлекательным. Так преподавала им Лидия Семеновна.
Каюкова Людмила Мефодьевна. Людмила Мефодьевна Каюкова была и учителем-словесником и завучем. Именно у нее молодые учителя учились мастерству проведения уроков. Наставница показывала, как проводить литературные пятиминутки, как учить детей выделять главное в произведении, как создавать обстановку эмоционального контакта, сопричастности каждого к решению общих задач. Многому научились у Людмилы Мефодьевны молодые специалисты: проведению викторин, конкурсов, литературных рингов, заочных путешествий по литературным местам. Хорошо, когда есть в школе такие наставники.
Мокрецова Светлана Николаевна. Светлана Николаевна, учительница литературы и русского языка, тоже из «отряда» первых учителей. У каждого учителя есть свои приемы и своя манера вести уроки. И тем не менее у всех один принцип: заинтересовать учеников, соединить ум и эмоции, дать возможность им почувствовать свое «я». Вот это и удавалось Светлане Николаевне. Она увлечена была своим делом, эрудиция, умение в любую работу внести творчество – вот какой мы помним эту учительницу.
Оводнева Мария Александровна. Во все времена среди многообразия жизни и видов деятельности роль учителя была заметна. Такую заметную роль в жизни школы играла учительница английского языка Мария Александровна Оводнева. Она видела в ребенке личность, проявляла к нему гуманность, снисходительность, если он не все и не быстро усваивал, она прощала слабости ученика. Дети любили и уважали учителя. И, окончив школу, шли к ней, звонили, писали, помнили.
Трещева Тамара Федоровна. Тамара Федоровна, учитель начальных классов, пожалуй, не была человеком эмоциональным, скорее – мягким, неторопливым, но убежденным в том, что каждое дело, которым занимается человек, должно делаться им с удовольствием, всякая работа должна радовать самого человека и окружающих его людей. А окружали Тамару Федоровну дети, которые так доверчиво-радостно встречали свою учительницу. Они любили ее за человечность, за добрые слова, которые она находила для каждого, за то, что она делала дни в школе прекрасными, счастливыми днями детства.
Хлыстова Наталья Владимировна. Наталья Владимировна – учитель географии-экономики, преподавала в нашей школе географию и астрономию. Она была продолжательницей династии учителей: ее родители и бабушка – учителя. Работа в школе – трудная работа, часто молодой учитель сталкивается с трудностями, но к ее чести, она не отступала, решала самые сложные жизненные вопросы. Она хорошо чувствовала ребят, их настроение, была хорошим собеседником, умела сопереживать и старалась протянуть руку помощи нуждающимся. Демократическим стилем общения, выдержанностью, интеллигентностью запомнилась Наталья Владимировна ученикам и учителям.
Фетцова Елена Викторовна. Не велик был опыт работы Елены Викторовны, учителя начальных классов, в нашей школе. Но и она оставила свой след в ее работе. Она не была консервативной, новаторские идеи в обучении детей приветствовала и апробировала перспективные формы работы, нестандартно решала ребячьи проблемы. Она умела расположить к себе и учеников, и их родителей. Все откликались на ее просьбы и предложения: вместе проводили праздники, конкурсы смекалистых, поездки в театр. Молодой учитель умела сплотить детей в коллектив. Делала жизнь ребят интересной и запоминающей.
Крумина Любовь Егоровна. Немало лет проработала с нами Любовь Егоровна, учительница русского языка и литературы, окончили нашу школу трое ее детей, таких же интересных и способных как мама. Настоящий учитель всегда подает пример для подражания, воспитывает собственными поступками, как своих собственных детей, так и учеников. В них она воспитывала безупречный вкус, чувство достоинства, порядочность, уважительное отношение к людям. Любовь Егоровна заряжала своей верой в лучшее, в доброе, справедливое. И была она обаятельным человеком и хорошим учителем.
Багрий Галина Петровна. Как часто нам не хватает времени на теплые слова тем, кто долгое время работал с тобой, воспитывал и учил детей, теперь уже повзрослевших. Учитель уехал, а вот добрую память о себе оставил. Про таких говорят: «Добрый учитель, хороший наставник». Сфера профессиональных интересов ее – английский язык и преподавала его так, что ученики хотели и сами, став учителями, преподавать этот язык, как она: писать поздравительные открытки, письма, подписи к рисункам, комиксам, инструкции, рецепты – и все на английском языке. Добрую память о себе в Вихоревской школе № 2 оставила Галина Петровна Багрий.
Михайлова Людмила Александровна. Людмила Александровна была и ученицей, и учительницей нашей школы. Если учитель умеет понять ребенка, проникнуть в его заветные стремления, он непременно подберет ключик к сердцу ученика. Людмила Александровна умела это делать. Коллег, наблюдающих за работой молодой учительницы, поражало, с какой серьезностью разговаривала она с детьми: всем тоном своей беседы давала ученикам понять, что уважает в каждом человека, что каждый отвечает за свои поступки сам. Она всегда шла в ногу со временем, считала себя вполне современной. И когда видишь ее сегодня, - нисколько не сомневаешься в ее правоте.
Черненко Татьяна Ивановна. Этим учителем – словесником пройден немалый путь и в нашей школе, и в школе № 25, но по – прежнему Татьяна Ивановна энергична, открыта всему новому, ищет возможность совершенствовать преподавание своих предметов, неизменно требовательна к себе, работе. С такими, как она, интересно было работать, к ней всегда тянулись люди. В этом, как видимо секрет ее сегодняшних и, как надеемся, завтрашних успехов.
Гайдин Анатолий Васильевич. В профессии учителя нет случайных людей. Если присмотреться к учителям, среди них обязательно есть тот единственный, товарищ и даже друг. Таким не случайным учителем для многих ребят, любивших спорт, был Анатолий Васильевич Гайдин. Строгий, требовательный, он, несмотря на различие в возрасте, был вне уроков, «своим человеком»: ходил в походы, устраивал соревнования, «веселые старты», гонял с мальчишками в футбол, мог принять участие в самой заводной ребячьей игре. Может именно эта способность и привела его в школу, побудила работать в детской среде?
Сироткина Ирина Ивановна. Ирина Ивановна – учитель английского языка. Она первой в школе начала применять зарубежные методики по использованию песенного материала, поэзии. Несмотря на небольшой опыт работы, смело принимала гостей на своих уроках, понимая, что это закалит ее педагогический характер, покажет недостатки и находки в работе. Годы кропотливого труда над собой не прошли даром. Учитель состоялся! Учителя и ученики ценили Ирину Ивановну за такт, творческий потенциал.
Синицына Светлана Николаевна. Светлане Николаевне, молодому учителю физкультуры, всегда хотелось воспитать настоящего, может, известного миру спортсмена. Но это в будущем. Она любила спорт, сама многое умела, ей хотелось привить и детям такую же любовь к занятиям физкультурой, чтобы все были сильными, волевыми, совершенствовали свое здоровье, смело шли к намеченной цели. Ей нравилось работать с детьми, радоваться за них после вложенного труда, души, зная, что время и силы потрачены не зря.
Ненашева Галина Анатольевна. Скромный, с не очень броской внешностью человек, Галина Анатольевна, учительница начальных классов, оставила о себе память как внимательная, заботливая женщина. Никогда не оставляла она ребенка в беде: в сильные морозы завяжет шарф, вытрет слезы, всегда выслушает, подбодрит. Но когда дело касалось учебы, она – строгий учитель. Желание работать с детьми осталось в Галине Анатольевне на долгие годы.
Макарова Вера Владимировна. Вера Владимировна преподавала английский язык. Любовь к предмету, стремление сделать его любимым учениками – вот основная цель ее работы. Чтобы увлечь ребят, она разнообразила свои уроки: то это было заочное путешествие по англоязычным странам, то шел большой разговор о спорте и культуре той или иной страны, то изучались традиции, обычаи, праздники народов мира. Эти «путешествия» и вспоминают сегодня давно повзрослевшие ученики Веры Владимировны. Любовь к языку она привила многим.
Чернигова Любовь Петровна. Молодой учительницей русского языка и литературы пришла к нам Любовь Петровна. Что все ценили в этом педагоге? Она покоряла нас своей человечностью, добротой, милой улыбкой. Она быстро освоилась в профессии и безгранично любила преподаваемые предметы, жила интересами своих учеников. У нее всегда было горячее желание помочь каждому в школе и вне ее. Хороший человек, она воспитывала детей собственными поступками, делами. И ученики были ей благодарны.
Ларичева Александра Ивановна, учитель-словесник, организатор внеклассной работы.
Когда молодая учительница Александра Ивановна пришла в нашу школу, она очень волновалась: а справится ли с классами, где по 40 человек, может ее любви к преподаваемому предмету будет недостаточно, сможет ли принести ученикам своими уроками восхищение от познания нового, радости от совместных открытий. Но через год сомнения ушли, она преодолела их, поверила в себя. И учитель состоялся. Хороший учитель. А потом Александра Ивановна возглавила воспитательную работу. И здесь у нее все получилось. Активное отношение к жизни, увлеченность интересной работой принесли уважение и признательность взрослых и детей.
Семащенко Светлана Васильевна, учитель начальных классов. В каких классах труднее работать – в младших или старших. Извечный вопрос. Но такой вопрос не стоял перед Светланой Васильевной: только с детьми младшего школьного возраста с детства мечтала она работать. Именно в начальной школе закладывается фундамент и воспитания, и образования, и развития. Вдумчиво, кропотливо, с любовью, как мама, она растила ребятишек, подводила их к истокам нравственности, зажигала в них познавательный огонек. За четыре года работы с детьми учительница и ученики так привыкали друг к другу, что между ними возникала настоящая духовная близость… и именно в это время наступало расставание… Дети – выпускники четвертого класса. Вырастали ученики Светланы Васильевны, переходили в старшие классы. Но свою первую учительницу, ее уроки помнят и сегодня.
Назимова Анжелика Михайловна, учитель истории. У каждого свой путь к профессии учителя. Анжелика Михайловна и выпускница, и учитель истории нашей школы. Она была умной, способной, одаренной, волевой, активной ученицей. И никто из учителей не удивился, когда она поступила в педагогический институт. Анжелика Михайловна вернулась в свою школу, но теперь уже учителем истории. Многознающая, она показала себя учителем с большим творческим потенциалом. Ее уроки были местом разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта взаимоотношений учителя и учеников. На своих занятиях учительница приучала детей к самостоятельной работе, учила слушать и понимать одноклассников, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать свое мнение, помогать и принимать помощь. Она учила ставить вопросы, находить на них ответы, задуматься над ними, развивала любознательность к окружающему миру. После интересного рассказа о какой-либо исторической личности на вопрос «А что с ним было дальше?», учительница отвечала: «Узнайте сами» и тут же указывала источник. Анжелика Михайловна любила детей. Она считала, что педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса.
Тимохина Марина Викторовна .
Марина Викторовна – выпускница нашей школы. Несколько лет она руководила внеклассной работой, информационно-позновательным центром «Инфомир», вела уроки истории.
Человек хорошо образованный, неравнодушно относящийся к делу, она много сделала и делает сейчас для своей школы. Именно ей принадлежит организация особой информационной среды в школе и специального обучения основам информационной культуры, она помогала педагогам и детям стать компетентными в ИКТ, она руководила научно-исследовательской работой школьников.
Марина Викторовна обладает удивительной способностью душой и сердцем понимать русскую поэзию и прозу. Став работником детской библиотеки, она проводит удивительно проникновенные вечера о видных деятелях литературы и искусства, о знаменитых людях в истории России. С этих встреч гости уходят просветленными, одухотворенными.
Хорошо, когда есть такие люди, как Марина Викторовна
Прошли годы. Школе – 50! Но учителя, старые и новые поколения учеников верны памяти и традициям своей школы.