Деева Наталья Владимировна,
учитель, завуч, директор
В 1996 году приступила к работе учителем словесности Наталья Владимировна Деева. У учителя был уже одиннадцатилетний стаж педагогической работы. Красивая, изящная, стремительная, эрудированная, она быстро стала «своей» в новом коллективе. Никто не знал, как переживала учительница, что не сможет справиться с такими большими классами, где более 30 человек. И опыт, который так жизненно важен для учителя, помог. Наталья Владимировна знала, что педагог не просто передает те или иные знания, он – воспитатель, он формирует личность, характер, взгляды на жизнь. А главное – настоящий учитель воспитывает собственными делами и поступками, подает высокий пример для подражания. Она и стала таким примером для подражания. Для нее учительская работа была не службой, а служением, призванием. Она была интересна для учеников, потому что любила то, что преподавала.
Не сразу учителя «раскусили» педагогический орешек Натальи Владимировны – вроде все то же самое, как и все, делает она, а почему – то получает высокие результаты. В чем причина? Где секрет? Он есть – в таланте быть педагогом, быть учителем словесности.
Ее активность направлялась на то, чтобы были активны, прежде всего, сами ученики. Учительница никогда не забывала о том, какие дети в классе, как мыслит каждый, что будет для одних легко, для других – трудно, она всегда учитывала специфику возраста.
Ей самой больше нравилось преподавать литературу. Здесь все основано главным образом на слове. Но слова – то могут быть сухие, черствые, а могут – живые, энергичные. Одни не затронут никаких сердечных струн, а другие вдохновляют, ведут за собой. Серый, казённый язык учебника находится прямо – таки в непримиримом контрасте с объяснением Натальи Владимировны. Ни одного штампа и ни одного избитого выражения! И впрямь можно удивляться – каков он, наш русский язык: ясный, красивый, музыкальный.
Вот это и была первая причина успеха учительницы у своих ребят. Да что там у ребят – у многочисленных гостей, приходивших к ней на урок. Привораживала она, силой ли убеждений, неповторимыми интонациями, в которых не было никакой назидательности.
Была (да и есть сейчас) в методике Натальи Владимировны своя специфика: художественное произведение рассматривалось не только с позиции его значения для своей эпохи, но и для нашего времени. Она учила свободе дискуссий, хотя это не значило, что ученики безрассудно могли плыть на волнах бурных страстей и переживаний. Каждый испытывал радость от победы в споре и почти никто не замечал, что учитель искусно и точно подводил их к правильному выводу. Потом, наверное, каждому казалось, что учитель на его стороне.
В совершенстве владея искусством устного рассказа, Наталья Владимировна увлекала детей лучшими творениями классической литературы, помогала выбрать наиболее целесообразный, читательский путь. Когда присутствующие оценивали ее уроки, они понимали, какое большое искусство быть учителем литературы!
Дети были ей благодарны. Именно она заронила в душу интерес к чтению, и это стало для многих страстью на всю жизнь. Даже те ее ученики, которые давно ушли из школы, помнят вдохновенные уроки, на которых раскрывался мир Пушкина и Некрасова, Толстого и Шолохова.
Но Наталья Владимировна, человек поэтически настроенный, в высшей степени одухотворенный, была еще и завучем, а затем и директором школы. И тут раскрылись ее новые качества – организатора.
И завучем она была ответственным, энергичным, переживающим за успех всей школы, которую полюбила и которой полностью посвятила себя.
Она умела так организовать свое время, что его хватало на все. «Больше всего,- признавалась она, - боюсь превратиться в «учителку», вечно жалующуюся на тяготы жизни. Не понимаю: «Нет свободного времени». Свобода – от чего? От книг, от школы, от учеников?»
Должность директора потребовала большого напряжения сил – душевных и физических. Наталья Владимировна понимала, что директор только тогда может называться директором, когда интересен коллективу.
А в коллективе более 60 учителей. Разные характеры, разный опыт, но всем им как – то легко работалось: хорошо сделаешь – похвалят, оценят; плохо – поправят, подскажут. В ней, в новом директоре, учителя увидели напористость, стремление к передовому, к тому, где можно проверить свои способности, внедрить творческие подходы. Все представлялось, что она дирижирует большим оркестром. Под ее руководством каждый становился уникальным, интересным. Лишь увлеченный делом директор может увлечь других мыслить неординарно, творчески работать. А простор для творчества в школе огромен – есть, где можно проявить себя и учителю, и ученику.
Интересных и успешных дел было много: предметные олимпиады разных уровней, участие во Всероссийских и международных конкурсах и играх, участие в форуме «Образование Приангарья», победа в Национальном проекте «Образование», четыре победы и получение грантов компании РУСАЛ «Сто классных проектов»; неизменные победы в спорте, в фестивале «Мы верим в тебя»; участие и победы в конкурсе «Безопасное колесо» и в региональных конкурсах «Молодежь. Творчество. Интеллект», «Человек в истории», фестиваль «Шаг в будущее», конкурс профессионального мастерства «Учитель года», научно – практическая конференция «Весь мир тебе открыт», праздник «Честь школы», где при участии детей, родителей, учителей подводятся итоги достижений учеников в учебе, спорте, общественной жизни.
Нелегок и сложен труд директора. На него возлагают большие надежды родители, отправляющие своих детей в школу. Справится ли школа, справится ли директор и учителя? И надо признать: справлялись!
Где же брала Наталья Владимировна силы для каждодневного вдохновения? Только в себе самой, в осознании большого значения своего дела.