Домнин Василий Романович – директор школы.
«Каков директор – такова и школа» - это истина.
Как и всякий педагог по образованию, Василий Романович был и художником, и скульптором, и архитектором, и дирижером, и наставником, и воспитателем, а самое главное – настоящим Учителем. Он, учитель, имел дело с «материалом» самым драгоценным и трудным – человеческой душой: с детской душой (самым хрупким материалом) и взрослой – душой педагогов.
Для Василия Романовича не существовало ничего более увлекательного, чем общение с людьми. Да, школа требовала от него большого напряжения душевных и физических сил, но он умел и любил трудиться. Отдавая себя детям и коллегам, директор получал огромное счастье от проделанной работы, радовался любым успехам своей школы.
Василий Романович имел широкий кругозор в области общественных наук, литературы, экономики, экологии, в мозаичной картине мира, трудовой подготовке, прекрасно читал коллегам стихи.
Он так и сыпал пословицами и поговорками:
- Учиться не ленись, непонятного не страшись.
- Делай для других, учись для себя.
- Чем сосуд наполнен, то из него и льется.
Любил юмор и сам умел шутить.
Строгим, но справедливым называли его ученики. «Добрый, прекрасный человек и педагог, чуткий как эхо», - отзывались о нем учителя. Скольким ученикам он дал путевку в жизнь! Он всегда был с ребятами: строили ли теплицу, воздвигали здание автокласса, ездили на уборку урожая в соседний совхоз, шли тысячной колонной на демонстрацию 1 Мая и 7 Ноября или на турслет на берег реки Убь – впереди всегда был высокий, статный, солидный, уверенный директор.
В его школе все были единое целое, мощный, уважаемый в городе и районе коллектив, заинтересованный в успехе, работоспособный, целенаправленно идущий к решению поставленных школой задач.
Под руководством Василия Романовича начинало звучать все и вся. Каждое дело, задуманное им, становилось уникальным, коллектив поддерживал его – в школе было интересно учиться и учить.
Директор умел «зажечь» каждого, потому, что считал: лишь увлеченный делом может увлечь других. Если что-то получалось, он обычно говорил: «Мы хорошо потрудились».
Залогом своего успеха Василий Романович считал взаимоотношения с людьми, понять их, видеть их глаза, «шагать» вместе с ними, обучать, воспитывать, наставлять, включать каждого в мыслительную и трудовую деятельность, развивать в учениках и учителях творческую инициативу.
Он умел радоваться и удивляться, порицать и поощрять, поддерживать и укреплять веру в лучшее. Василий Романович всегда говорил, что ему повезло с профессией: он был и всегда оставался педагогом, и считал свой выбор самым лучшим, самым ярким, творческим и самым достойным.
Вихоревская вторая школа, как и всякая другая, работала день за днем, год за годом, каждый раз обновляясь, как тополиная аллея весной, посаженная первым директором школы – Чуриловым Владимиром Федоровичем. И это был естественный процесс, а не нечто навсегда созданное.
…Шли годы. Волосы Василия Романовича давно поседели, но глаза не выцвели, а были такими же голубыми и ясными, как и тогда 25 лет назад.
И была одна грустная особенность в жизни директора – провожать в жизнь тех, кто закончил школу: выпуск за выпуском. А сердце директора способно было вмещать огромную любовь ко всем, кого учил, воспитывал, с кем делил и поражения, обиды и радости. Все ли он сделал для того, чтобы они, вошедшие во взрослую жизнь, состоялись как личности, остались порядочными людьми, будут ли они гордо нести по Земле звание Человека? И все его многочисленные усилия, его слова, его забота, его пример сегодня возвращаются к нему в душах этих молодых людей.
Василий Романович имел бы сегодня полное право быть довольным ими.
Он сделал меньше, чем хотел, и больше, чем мог!